Убо два Рима падоша, а Третий стоит, и Четвертому не быти

13 января 2022

9 января в Вятской старообрядческой общине г. Кирова  состоялся премьерный показ анимационного фильма «Послание Филофея». В начале 2021 года Фонд Президентских грантов поддержал проект Региональной общественной организации по сохранению и развитию культуры и традиционных духовных ценностей «Русская истина» по созданию анимационного фильма, в основу сюжета которого легла теория монаха Филофея  «Москва — Третий Рим». Авторы фильма рассказали Вятскому старообрядчеству о темах, которые были затронуты в фильме.

Москва – Третий Рим?

Фраза «Москва — Третий Рим» появилась на Руси в первой половине XVI века. Ее автором традиционно считается монах псковского Елеазарова монастыря Филофей. В посланиях 1523—1524 годов великому князю Московскому Василию III он говорил о роли Рима, которую должна была занять Москва. Позднее цитата Филофея легла в основу философской концепции о переносе «центра мира» в столицу Русского государства.

Как создавались империи.

В начале фильма мы видим сцену, на которой человек наблюдает за падением империй. Имперские символы – знамя, статуя императора, мечи, колонны имперского стиля – они растворяются в песке. Как в мировой истории исчезли великие империи. Эта сцена переходит к «воронке» — это отсылка к одному из значений империи как большого котла, в котором смешиваются разные идентичности. «Империи создаются на основе жесткой, нередко военной силы и способности представлять эту силу залогом права и мира. Поэтому стабильность империи в большой степени зависела от боеспособности армии».

Кадр из фильма: Человек и разрушенные империи

Конечно же, причина падения Римской империи – это совокупность факторов и даже продолжительный процесс. Но не стоит отрицать, что превалирующую роль в этом процессе сыграло Великое переселение народов.

Византия – свя­зую­щее зве­но ме­ж­ду Вос­то­ком и За­па­дом.

Византия (Во­сточ­ная Рим­ская им­пе­рия, Ви­зан­тий­ская им­пе­рия), го­су­дар­ст­во в Сре­ди­зем­но­мо­рье в 4 – середина 15 вв. со сто­ли­цей в Константинополе. Византийская культура лежит в основе развития европейской цивилизации, так как сочетает в себе наследие античности и собственные культурные достижения, которые в дальнейшем создали европейскую цивилизацию в современном понимании.

«Родившись в лоне римской античности, византийская культура сумела вобрать в себя античное наследие. Но не просто скопировав. А переработав, и вложив в него новое духовное содержание – христианство».

Кадр из фильма: катакомба христиан

Россия сохранила лучшие традиции и адаптировала византийский опыт.

Из книги как символа источника знания и культуры вылетает птица, которая летит над картой России.  Действительно, культурное влияние Византии на Русь было глубоким, затронуло различные аспекты культуры и способствовало ее развитию в последующие столетия – это письменность и образование, литература, архитектура, фресковая живопись и иконопись, музыкальная культура. Принятие христианства для Руси было очень крупным событием, поворотным в ее истории. На тот момент оно имело прогрессивное значение, так как ликвидировало пережитки родового строя, обычай кровной мести, многоженство и способствовало быстрому росту науки и искусства. Древняя Русь, впитывая культуру Византии, стала воплощением единства Востока (Константинополя) и Запада (Рима). 

Кадр из фильма: мастер пишет ангела

Русская национальная культура: Рим — Византия — Москва.

Мы вправе говорить о своеобразном русско-византийском диалоге в контексте «Третьего Рима» как о важном событии в истории становления русской национальной культуры. Россия в свою очередь стала наследницей, носительницей и продолжательницей византийской духовной и культурной традиции.

Кадр из фильма: Дерево русской культуры

Важное значение в становлении русской национальной культуры будет иметь теория монаха Филофея о «Третьем Риме» на протяжении всей истории Российского общества и государства: и во времена деятельности Петра I, Екатерины Великой, дебатов славянофилов и западников на протяжении XIX в., советского периода и даже на этапе современной России в вопросах поиска культурной и духовной идентичности коллективной и индивидуальной.

В этой связи важно подчеркнуть, что практическим творцом и транслятором культуры является отдельный человек. И здесь переход к современным деятелям русской культуры и искусства, ученым, филантропам и меценатам гармоничен в том смысле, что Наталья Водянова, Виталий Бутерин, Павел Дуров, Константин Батыгин, Юрий Мильнер  и другие – все они развивают традиции, трансформируют их  или модернизируют. Вносят культурные новации, появление которых, разумеется, имеет место во все времена. 

Смотреть фильм https://www.youtube.com/watch?v=SjcPHJGBj10