9 ноября 2021
«При всех наших делах и начинаниях мы никогда не рассчитывали на ближайшие результаты нашей работы. Нашей главной целью была не нажива, а само дело, его развитие и результат, и мы никогда не поступались ни нашей честью, ни нашими принципами и на компромисс с нашей совестью не шли».
(Михаил Рябушинский «Цель нашей работы» 1916 г.).
Коммерсанты, фабриканты, промышленники — для деловых людей в России есть немало эпитетов. Но наиболее точным можно считать исконно русский термин «предприниматель » — человек, который не может сидеть без дела, он постоянно в работе, в вечном поиске, жертвуя отдыхом и сном. Предприниматель в России — главный новатор, стратег и тактик, принимающий ответственность за риски и неудачи.
Путь к успеху сложен. Девиз «лучший способ начать — перестать говорить и начать делать» отражает подход любого предпринимателя. А к предпринимателям-старообрядцам, осуждающим «грех праздности», он относится особо. Приход старообрядцев в экономику России называют «русским экономическим чудом». Первые по-настоящему успешные предприятия России, основанные на принципе частной собственности, юридическом равенстве и свободе предпринимательства, основали именно староверы.
Видные российские промышленники и купцы происходили не из дворян или помещиков, а из крестьян-старообрядцев, и почти все будущие «миллионщики»-старообрядцы получили первоначальный капитал от своей общины. Свидетельством тому можно считать список крупнейших московских мануфактур: в 8 случаях из 10 напротив названия предприятия стояла приписка «заведена собственным капиталом без получения от казны впомощения».
«Суконный король» Василий Носов не только не скрывал свое простое происхождение, но и держал на письменном столе золотой лапоть. Шокированным партнерам пояснял: лапоть — он сам, каким был когда-то, да из низов выбился в люди упорным трудом. Носов снабжал сукном армию, но жил скромно, почти аскетично. Утро начинал с личного обхода цехов мануфактуры, проверял работу станков и даже рисовал узоры, подбирая расцветки для продукции.
«Хлопчатобумажные короли» Морозовы создали династию промышленников. Основатель рода Савва Морозов начал простым ткачом в шелкоткацкой мануфактуре. Скопив 17 тысяч рублей, выкупил себя и пятерых сыновей из крепостной неволи. Усердно работая, Морозов стал одним из основателей российской промышленности, к концу жизни владел многомиллионным капиталом, торговым домом и несколькими фабриками. Все его сыновья стали крупными предпринимателями и промышленниками России.
Представители известной династии Рябушинских смело брались за любое дело: от выпуска текстиля и банковского дела до автопрома. «Товарищество мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями» в 1880-е годы по величине уступало только Тверской мануфактуре Морозовых. «Банкирский дом братьев Рябушинских» первым начал публиковать годовые отчеты и десятилетием позже занял 13-е место среди финансовых учреждений империи. В числе первых Рябушинские обратили внимание на перспективность нефтедобычи и разработку радиевых месторождений. В 1916 году планировали наладить производство грузовиков и могли бы стать «автомобильными королями России».
Династия предпринимателей Третьяковых в историю вошла не только делами, но и меценатством. Начав с торговли пуговицами и тканями, Третьяковы расширили дело до успешного производства, вскоре их фабрика заняла первое место по объемам продукции в России. Павел Третьяков с детства работал в лавке отца. Полвека упорного труда — и из купца без системного образования и без родственных связей в бизнес-среде вырос известнейший в России, Европе и Азии промышленник, миллионер, акционер крупнейших предприятий, текстильный магнат, диктовавший направление развития льняного рынка целого континента. Интересы Третьякова простирались от тканей до лесоторговли и банковской сферы, однако еще в детстве Павел интересовался искусством и начал собирать лубочные картинки. Но, попав однажды в картинную галерею, буквально «заболел» живописью. Выходец из типичной замоскворецкой купеческой среды, Третьяков стал тонким ценителем искусства, талантливейшим искусствоведом, поклонником новой русской живописи, создателем первой в России доступной для любого гражданина художественной галереи. Богатейшая коллекция икон и картин Павла Третьякова легла в основу собрания живописи Государственной Третьяковской галереи. «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие», — говорил он.
«Короли русского фарфора» Кузнецовы первыми из российских фабрикантов начали выпускать небьющуюся посуду, первыми в стране ввели разделение труда, позже названное конвейером, ввели систему премий для лучших мастеров и обучали крестьянских детей в Строгановской школе. Кузнецовский фарфор продавался от Европы до Индии. Заслуга Кузнецовых — продвижение русского фарфора на зарубежные рынки, конъюнктура которых тщательно изучалась. Когда в 1900 г. Россия расширяла торговые связи с Персией, именно Кузнецовы подготовили для правительства подробнейшую аналитическую записку о состоянии рынка в регионе.
Московская династия Мамонтовых, поняв роль прогресса, занялась строительством железных дорог в России. В середине XIX века железные дороги были еще крайне рискованным предприятием. Но Иван Мамонтов просчитал перспективы и вложил практически весь капитал в строительство Троицкой железнодорожной линии от Москвы до Сергиева Посада. Риск оказался оправданным, и эта сделка стала одной из самых удачных в его жизни. В первый же год функционирования дороги в 1862 году ею воспользовались 400 тысяч пассажиров, в их числе оказался и император Александр II с семьей. Все расходы окупились за несколько месяцев! Сын Мамонтова Савва продолжил дело отца и проложил железную дорогу от Ярославля до Костромы и Кинешмы, а в 1897-м и до Архангельска, что дало толчок развитию Русского Севера. Причем Савве Мамонтову пришлось преодолеть сопротивление акционеров и членов правления дороги — самые осторожные сомневались в выгодности рискованного предприятия. Будущее показало, что Савва был прав: смелость идей не противоречит коммерческому таланту и «бизнес-чутью».
«Хлебный король», нижегородец Николай Бугров обладал разными коммерческими талантами: хлебо- и лесопромышленник, финансист, домовладелец, меценат. В числе первых стал производить паровые машины, потеснив иностранных конкурентов. В 1896 году фирма Бугрова получила право поставлять хлеб для всей русской армии — этот крупный господряд придал его бизнесу необходимую стабильность. Для перевозки сырья и готовой продукции предприниматель завел флот барж и пароходов. А управляли им всего три человека: Бугров, приказчик и бухгалтер. Налаженная система логистики и управления была настолько эффективна, что не требовала большого количества работников.
Богатство текстильного магната Павла Шелапутина вошло в поговорки: «Я тебе не Шелапутин», — говорили купцы, отказываясь от покупки. Производство на фабриках Шелапутина постоянно модернизировалось, выписывались мастера из Европы, рабочие повышали квалификацию на курсах при фабриках. Талантливые мастеровые отправлялись учиться за границу. Открытый всему новому, Шелапутин помог появиться в России перспективному направлению медицины — на его деньги основатель российской гинекологии Владимир Снегирев смог оборудовать отделение радиологии для лечения онкологических пациентов.
Василий Кокорев — пионер прогрессивных начинаний. В числе первых занялся добычей нефти, с помощью автора периодической системы элементов Дмитрия Менделеева построил первый в мире нефтеперерабатывающий завод. Открыл существующую и поныне водолечебницу в Солигаличе. Кокорев также занимался строительством железных дорог от Урала до Волги.
Особое место в среде старообрядцев занимали женщины-предпринимательницы. Патриархальный уклад жизни не мешал им становиться полноправными компаньонами мужа, входя в бизнес с равными правами. Крупнейшей фигурой «женского» предпринимательства в России была Мария Морозова. Ее знания по крашению тканей стали «золотым запасом» семьи. Морозова была активной благотворительницей, покровительствовала Рогожской общине старообрядцев, построила богадельню с приютом, учредила несколько стипендий, покупала книги для училищ, строила общежития для студентов. Морозова обустроила научные лаборатории Московского технического училища (ныне — МГТУ имени Баумана), талантливых учениц на средства Морозовой обучали музыке, педагогике, актерскому мастерству.
К концу XIX века в России сложилась уникальная ситуация – до 80% российского капитала принадлежало старообрядцам, 2/3 предпринимателей-миллионеров приходились на них же. Совокупное состояние предпринимателей-старообрядцев на начало XX века составляло 150 миллионов золотых рублей. По нынешнему курсу — 115,5 миллиардов рублей.
В чем был секрет успеха старообрядцев-предпринимателей?
Веками ревнители старой веры подвергались гонениям: запрет на торговлю, двойные налоги, браки не признавались, дети считались незаконнорожденными. Их изгоняли с родных земель, ссылали на каторгу, казнили. И как все преследуемые и гонимые, старообрядцы отличались высокой организованностью, доверием к другим членам общины, научились максимально эффективно использовать минимальные ресурсы. Крестьянское происхождение и упорный труд помогали им добиваться успеха. Парадокс, но именно староверы первыми начали техническое перевооружение своих производств: покупали новые станки, паровые машины, приобретали патенты на технологии, изучали химию, физику, экономику. На текстильных фабриках Морозовых не прекращались эксперименты по улучшению качества товара, самые талантливые работники ездили за рубеж перенимать опыт на передовых предприятиях Европы.
Причины экономической успешности старообрядцев описал в автобиографической работе «Судьбы русского хозяина» предприниматель-старовер Владимир Рябушинский. Главные качества русского предпринимателя — хладнокровие и интуиция, писал он. Русский купец — не игрок, как, например, англичанин. У него нет азарта, но есть осторожность в принятии решений, и даже некоторая медлительность, желание взвесить все «за» и «против» перед сделкой.
Подход старообрядцев к бизнесу можно охарактеризовать как «консервативный прогресс». Они не гнались за выгодой, увлекались самим процессом созидания. Богатство не было самоцелью, старообрядцы ставили во главу угла качество выпускаемой продукции. «При всех наших делах и начинаниях мы никогда не рассчитывали на ближайшие результаты нашей работы. Нашей главной целью была не нажива, а само дело, его развитие и результат, и мы никогда не поступались ни нашей честью, ни нашими принципами и на компромисс с нашей совестью не шли». (Михаил Рябушинский «Цель нашей работы» 1916 г.).
Работали на успех и личные качества старообрядцев, в частности – стойкость веры. Нравственные нормы православия и духовная дисциплина проецировалась на дисциплину трудовую. Староверы придерживались уважительного и заботливого отношения к работникам, направляли немалые средства на обустройство быта и досуга рабочих, улучшения их жизни. Хозяин предприятия был «отцом», «главой семьи», обеспечивал защиту и поддержку своим «детям» — подчиненным и работникам. Система отношений, которую сейчас бы назвали «социальной ответственностью бизнеса», отражалась и на кадровой политике — на предприятиях староверов практически отсутствовала текучесть кадров. Однажды пришедший работник, не просто вливался в дело, а становился членом большой семьи, и к своей работе относился ответственно.
На фарфоровых заводах Кузнецова действовали церкви, больницы, школы, богадельни, несколько спортивных площадок и бань. Ревнитель трезвости предприниматель Шелапутин строил чайные, совмещенные с библиотекой, чтобы рабочий люд мог заниматься самообразованием. Купец Бугров провел в Нижний Новгород водопровод и канализацию. Досуг рабочих после работы на фабриках Саввы Морозова занимала диковинная для России игра — футбол. Во время эпидемии холеры Савва основал собственный лазарет при фабрике. Вскоре больницы были открыты при всех его предприятиях. Государство, оценив идею Морозова, распорядится сделать больницы при мануфактурах обязательными.
Морозовы щедро жертвовали на строительство Алексеевской психиатрической больницы, детской больницы, которую и сейчас называют Морозовской, родильного дома на Пироговке, Московскому университету, Бауманке, выделяли деньги на научные лаборатории, стипендии, обустроили Кустарный музей с коллекцией декоративно-прикладного искусства. Морозовским собранием русской и французской живописи можно любоваться и поныне в Третьяковской галерее. Но главное — без Саввы Морозова не было бы МХАТа. Коллекция Ивана Морозова из полотен Пикассо, Ван Гога, Ренуара, Сислея, Матисса, Сезанна, Врубеля, Коровина, Кустодиева, Серова, Головина стала основой для музея новой западной живописи.
Все Щукины были страстными коллекционерами, собирали старинные рукописи, иконы, монеты, редкие ткани и ковры. Позднее коллекцию из 300 тысяч предметов Щукины подарили Российскому Историческому музею в Москве и продолжали пополнять ее. Брат Дмитрий скупал полотна голландцев, а Сергей первым заинтересовался и поддержал неизвестных тогда импрессионистов: Ренуара, Матисса, Пикассо, Моне и Тулуз-Лотрека. Его собрание положило начало коллекциям модернистской живописи в Эрмитаже и музее им. Пушкина. Сейчас эта коллекция оценивается в 9 миллиардов долларов. А по сути — бесценна. Но когда эмигрировавшему из России Сергею Щукину предложили востребовать с Советской России экспроприированные полотна, тот ответил: «Я собирал их не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Чтобы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там».
Свое поместье Абрамцево Савва Мамонтов превратил в «дом художников». Здесь написаны «Демон» Врубеля, «Три богатыря» Васнецова», «Девочка с персиками» Серова. Домашний театр Мамонтова стал первой частной оперой России, из него вышли основатель театральной школы Константин Станиславский, прославленный бас Федор Шаляпин, Савва приглашал к работе над спектаклями Сергея Рахманинова, Михаила Ипполитова-Иванова, Константина Коровина, Михаила Врубеля, Василия Поленова. В 1890-е годы Савва Мамонтов взялся за реконструкцию Ярославского вокзала. Тогда он произнес свою знаменитую фразу, ставшую своеобразным девизом русского меценатства: «Надо приучать глаз народа к красивому на вокзале, в храмах и на улицах».
Старообрядческая филантропия и благотворительность была бескорыстной. Купцы строили приюты, больницы, училища, театры, организовали и первые кинотеатры в России. Они первыми осознали важность заботы об окружающей среде — староверы-промышленники Прохоровы учредили конкурс на лучший способ очистки сточных вод, внедрив лучшие разработки в производство.
Текстильный фабрикант и книгоиздатель Козьма Солдатенков основал больницу для «всех бедных без различия званий, сословий и религий», сейчас мы знаем ее как Боткинскую. Ради просвещения народа Солдатенков издавал и продавал ниже себестоимости сочинения по истории, литературы, экономике, стихи Некрасова и Фета, романы Тургенева. Собирал русских художников «старой школы»: Карла Брюллова, Александра Иванова, Василия Перова, Павла Федотова. Главной его страстью были иконы строгановского письма, жемчужиной коллекции стал «Спас» Андрея Рублева. За богатое и щедрое покровительство искусствам Солдатенков получил прозвище «Козьма Медичи». По его завещанию библиотека, живопись и скульптуры перешли Румянцевскому музею и хранились в отдельной «Солдатенковской зале». Позднее коллекция пополнила фонды Третьяковской галереи и Русского музея.
Текстильные магнаты Бахрушины основали при фабрике больницу, ремесленное училище, устроили бесплатные квартиры для неимущих и дом презрения для престарелых артистов. Страстный театрал Алексей Бахрушин собирал личные вещи актеров, их сценические костюмы и подарки от поклонников. Его коллекция стала основой Театрального музея имени Бахрушина.
Зерноторговцы Рахмановы передали большое собрание древних икон в Исторический музей, лесопромышленник Василий Громов содержал больницы и сиротские дома, способствовал открытию Санкт-Петербургской консерватории, благодаря его увлечению садоводством и живой природой, в России появились Общество защиты животных, Общество садоводов и один из крупнейших в Европе ботанический сад, в честь Громова названо растение Gromovia pulchella.
Под влиянием старообрядчества в России зародился новый тип предпринимателя, открытого всему новому и прогрессивному, но опирающегося на исконные православные традиции: «Верный должен познаваться от дел». Староверы в корне изменили представление о немотивированности русского православного человека к успеху. При этом духовное единство внутри старообрядческих общин, ценность деловой репутации стали причинами появления практики совершения сделок «под честное слово».
Стойкость характера и воля старообрядцев проявлялись тогда, когда приходилось идти к успеху, несмотря на препоны и ограничения, вводимые властями, или по стечению обстоятельств. Воспоминания Владимира Рябушинского хорошо поясняют это качество: «Воля же выражалась наиболее выпукло в выдержке, в убийственном хладнокровии при удаче и неудаче; как будто все равно было, что наживать, что терять, а, конечно, было не все равно. С точки зрения экономической стратегии это очень ценно. На бумаге оно кажется очень простым, но на практике.… Попробуйте даже только после пяти лет процветания заставить себя готовиться к плохим годам и после пяти лет плохих дел верить в хорошие года и готовиться к ним. Только очень большим людям это доступно».
Поиск собственного пути в бизнес-пространстве для многих предпринимателей и сейчас, в XXI веке, начинается с осмысления опыта поколений предшественников. Деловая этика старообрядцев повлияла на известные «Семь принципов» ведения дел в России, сформированные в далеком 1912 году. Они легли в основу «Хартии деловой этики», принятой большинством российских компаний в 1990-е годы.
Сегодня в России заветы и принципы работы предпринимателей-старообрядцев современны как никогда. Их мировоззренческие установки воплотились в актуальном образе «русского хозяина», которым движет не жажда обогащения, а желание служить на благо Отечества и во славу Бога, преобразовывать мир вокруг себя в соответствие с кодексом династии Рябушинских «Все для дела, ничего для себя».