21 января 2021
Одним из мероприятий празднования нашего престольного праздника 19.12.2020 г. был вечер духовных песнопений и беседа с владыкой Евфимием.
Мы уже публиковали аудиозаписи этой беседы, а теперь готовы предложить печатную версию ответов владыки на острые вопросы, волнующие прихожан.
-Владыко святыи, вы имеете высшее образование, с отличием закончили школу, техникум, Московский инженерно-физический институт, 26 лет отработали в ядерном центре под Арзамасом, сейчас являетесь епископом Казанско-Вятским и возглавляете нашу епархию. Как Вы стали верующим человеком и сменили жизненную стезю? Ведь жизнь светского мира очень яркая.
— Сравнивая два периода жизни: 26 лет был в физике и уже достаточно много лет в Церкви, хочу сказать, что яркой моя жизнь стала как раз в Церкви. На фоне яркой церковной жизни, та жизнь в миру мне кажется серой и однообразной. Хотя там были какие-то свои значимые события: от каких-то работ у нас был результат, мы радовались ему. Но со временем результат тускнел, и надо было что-то заново искать. Поэтому та жизнь мне кажется немного сероватой. Работа нужная для страны, нужная для народа, чтобы оборона была надежной, но эта работа, скажем так, бездушная, сухая. И когда долгое время занимаешься этим бездушным делом, начинается кризис в душе из-за отсутствия какого-то тепла. Однажды дошло до того, что я бросил это все. У нас было много сотрудников высокого уровня: выпускники институтов с красным дипломом, кандидаты наук и доктора наук и т.д. Но среди них было немало тех, кто спивался, не мог себя найти с точки зрения каких-то человеческих моментов. Были такие специалисты, которые вешались. И даже был такой человек, который повесился у себя на работе в кабинете. Были и такие, кто просто уходили в никуда, и все бросали. Их жалко, конечно. Иногда я встречался с бывшими сотрудниками, и они мне говорили, что я единственный, кто ушел оттуда и не пропал: не повесился, не спился. Жизнь, которая у меня сейчас – она яркая, она напряженная. Тут есть Бог, душевная, духовная работа.
— Когда вы шли к вере, что Вы искали?
— Я искал выхода из сложной духовно-моральной ситуации, чтобы не сорваться с жизни. Я считал, что у меня есть жизнь и я должен ее прожить. Когда я шел к вере, я знал, что есть Господь и Он создал человека для радости. Я понял, что проработал 26 лет, я шел за радостью, а радости нет. И потом, читая книги, я понял, что Господь создал человека деятельного. Если человек бездельник, то он будет всегда чувствовать угрызения совести, он всегда будет чувствовать себя потерянным. Поскольку сам Господь – Творец, то и человека создал творческим, поэтому каждый человек должен быть творческим. Сегодня я себя чувствую деятельным, творческим, хотя творчество, может, не совсем видно. Я чувствую себя радостным человеком. И главное, что все мы идем за спасением, потому что понимаем, что есть жизнь за пределами земной жизни и многие радости будут именно там.
— Люди часто говорят: «Прихожу в храм, ничего не понимаю, только повторяю за всеми». Молитва ли это? Нужна ли она Богу?»
— У святых отцов есть ответ на это. Даже если мы что-то не понимаем, понимает наш ангел-хранитель и понимает бес, который на нас нападает. Идет битва между ангелом за нас и бесом, поэтому если мы пришли в храм, мы этим говорим, что мы с Богом, мы этим говорим, что мы идем по правильному пути, а то понимание, которого мы ожидаем, оно со временем приходит, сразу не бывает такого понимания. И у меня было также. Я приходил в храм и ничего не понимал, потом приходил домой и специально брал книги, пытался повторить. Вообще, некоторые рекомендуют, идя на службу, например, на воскресную службу, подготовиться дома и прочитать Евангелие этого дня, Апостол этого дня еще до службы. И когда мы будем уже слушать это в храме, нам будет уже более понятно.
Дело в том, что храм предназначен не только для зрячих и слышащих. В храм приходят глухие совершенно. Это не значит, что, если они ничего не слышат, то они не участвуют, нет! — они тоже участвуют. И слепые. Когда я служил в Лысково, у нас был слепой, правда он слышал хорошо все, но он не видел ни икон, ни действий никаких. Еще я вспоминаю, когда был диаконом, родители приносили ребенка на вечернюю службу, ребенок засыпал, лежал на лавке, спокойно так дремал. Я выходил кадить, кадил всех и этого ребенка отдельно кадил. У меня такая радость была на душе, что этот ребенок, который спит, он тоже участвует в службе. Поэтому понимание приходит не потому, что мы, как нас учили в школе, зазубриваем информацию по книжке, потом перед доской отвечаем, а понимание приходит свыше, от Господа, от нашего старания, вообще от нашего отношения ко всему окружающему. Поэтому не надо бояться, надо быть в Церкви.
— Часто спрашивают, можно ли перевести на современный язык богослужения, чтобы чувствовать себя увереннее в молитве?
— Уже перевели. Отец Никола Бобков перевел на английский язык для Уганды и Пакистана. Поэтому кто желает по-английски, пожалуйста, слушайте по-английски, все переведено.
— А на современный русский язык, который нам понятен?
— Я по этому поводу уже говорил много раз. Дело в том, что наш современный русский язык – грязный язык. Он содержит очень много иностранных слов, поэтому церковнославянский – это чистый русский язык. Переводить на грязный язык, я считаю, неправильно. Надо просто стараться изучать русский язык очень хорошо. Иногда мы даже перевод не понимаем, как бы нам не переводили. Ребенку не объяснить, что такое «горячо», пока он сам не дотронется до горячего утюга или чайника. Он наплачется после этого и потом будет знать, что такое «горячо». И также многие слова для нас непонятны. Многие современные слова нами воспринимаются по-разному.
— Многие думают: зачем ходить на исповедь так часто, ведь мало что меняется в нашей жизни.
— Мы спрашиваем: для чего нам исповедь, если мы впадаем в одни и те же грехи? Да, наши грехи, к сожалению, повторяются. Но ведь когда мы падаем, мы не остаёмся лежать на земле, а пытаемся встать? Когда загрязняется наше тело, мы моем его? Когда пачкается одежда, мы прибегаем к стирке? Для того же и исповедь! Идёт рождественский пост. И его нужно непременно использовать как удобную возможность очиститься покаянием.
— С 14-ти лет молодёжь теряет усердие к храму, Богу. Кто-то вообще уходит. Почему?
— Дело в том, что в это время, в этом возрасте молодые люди теряют не только тягу к Церкви, тягу к Богу, они теряют интерес к школе, которая должна их учить, теряют интерес ко многому. Примерно в этом возрасте происходит переход от отрочества к юности, а человека Господь считает ребенком. Если раньше девицу могли в 14 лет выдавать замуж, в 16 лет парня женили, и он уже считался способным вести хозяйство, он считался взрослым. Парней и девушек с 5 лет учили хозяйственным делам, и к 16 они могли самостоятельно жить. А сегодня в наше время до 30 лет человека считают ребенком. Сначала он 10 лет учится в школе, статус его не меняется, что он в первом классе ученик и в 11 классе он тоже ученик, потом он идет в институт, там 5 лет учится, потом поступает в аспирантуру, потом приходит на работу и 3 года считается молодым специалистом. Ему ничего не поручают, дают подсобные работы, работы под присмотром старшего. В 30 лет в нашем обществе человек считается неспособным ребенком, ему ничего нельзя доверять, нельзя что-то поручить. Главная причина ухода молодежи – они не чувствуют к себе доверия. Они физиологически перешли из детей во взрослых, а к ним относятся как к ребенку, и они протестуют, протестуют в школе и в храме, протестуют в семьях — начинают грубить родителям. Не потому, что их кто-то научил, а потому что не приемлют такого отношения. Поэтому, если мы хотим, чтобы молодежь оставалась в храме, мы должны доверять им какие-то дела и не бояться, что они совершат ошибку. Они обязательно ее сделают, потому что на ошибках учатся. Но нам надо не боятся им доверять. Не обязательно молодежи доверять сложную физическую работу – камни таскать, это должна быть творческая задача, где они принимает решения. Человек, чувствуя, что ему доверяют, сам будет тянуться. Когда им не доверяют в Церкви, в школе и дома, они идут на улицу, где они равны. У них появляется общение одного статуса, одного уровня, они друг другу доверяют и чувствуют себя легко. Только иногда эта компания приводит их на плохой путь.
Главное – это доверие взрослых людей. Как-то в 90-х годах я отдыхал в Краснодаре, снимал комнату. В одной из комнат жили два студента агрономического института. Я с ними разговорился. Им было лет 18, они себя считали казаками. У них все в станицах с 14-ти лет принимают присягу казачеству, и к концу школы, к 17-ти годам, практически все побывали в реальных перестрелках (тогда была война в Чечне). Вот представьте, что наши дети побывали в перестрелках до 17 лет. Им доверяли оружие. Представьте, что нашим детям дадим автомат калашникова и скажем: «Вот, спрячь его и будь готов куда-нибудь прибежать, где-то залечь». Вот представьте это себе. Это конец 90-х годов. Наверное, и сейчас там такое же. Пока казачество не разоружили. Человек с доверием взрослеет. Вот так и надо воспитывать. Не в смысле оружия, а в смысле доверия, конечно.
— Человек пришел в храм для исцеления от болезней, не получил просимого и разочаровался в вере. Почему Бог не слышит нас?
— Бог слышит, это человек не слышит Бога. Начнем с Писания. По грехам Адама и Евы Господь наградил человечество болезнями и смертью. Хлеб добывать в поте лица, рожать в муках и много чем другим… Если человек болеет, значит это нормально, если он не болеет, значит, он уже лежит в гробу. Вот так к этому надо относиться. Еще из Ветхого завета мы знаем примеры, когда некий человек очень сильно заболел, и сказано, что заболел он для того, чтобы пришел к Богу. Нет людей не болящих. Я сам перенес два очень серьезных инфаркта, особенно второй. У меня своя болезнь есть. Я пришел к выводу, что для кого-то болезнь — это наказание за грехи, для кого-то болезнь — это испытание для будущих важных дел. Кто-то считает болезнь бедой, кто-то считает болезнь благом. Я пришел к тому, что моя болезнь – это благо. Я даже возгордился, что сердечная болезнь более благородная, чем некоторые другие. От болезни не надо бежать. Надо попробовать жить с ней. При этом я не призываю отказываться от врачей. Но опять-таки если говорить о медицине, специально изучал этот вопрос, за все тысячелетия существования медицины, она пытается догнать болезнь и не догоняет… Сейчас существует 70000 болезней с определенными названиями и симптомами. Это количество растет. Надо болезнь воспринимать, как есть, и благодарить Бога за это. Преодолевать терпением. Ну а то, что человек пришел в Церковь и ожидает чуда, «по щучьему велению, по моему хотению» и не получает, это говорит о том, что человек неправильно относится к Церкви. Это чудо должно быть выстрадано. Причем выстрадано не в унынии, не в плаче, а в терпении. Если дана болезнь, значит мы ее переносим. Нам некоторые недуги даны для того, чтобы мы не пошли в разгул. Человек, когда хорошо себя чувствует, думает: «Пойду-ка я погуляю». А иногда «пойду погуляю» приравнивается к «пойду натворю». Если я сдержан болезнью, то я просто так уже гулять не пойду, мне бы до постели добраться. Жизнь человека с болезнью более смиренная. Ради смирения болезни нам и даны. А то, что мы не получили исцеления в храме, и разочаровались — это значит, что человек не понял, что Церковь — это не цирк, где фокусы показывают. Но, с другой стороны, бывают и чудеса. Женщина заболела онкологией, дала Богу обет построить храм и выздоровела — произошло чудо. И встал вопрос: «Как же я теперь храм буду строить?». Обычная женщина, с обычной зарплатой. Но все-таки построила. В Лысково был случай: мужчина средних лет заболел онкологией и ехал на такси домой умирать. Внезапно он попросил таксиста остановиться у Казанского храма, новообрядческого. Священник предложил остаться в храме умирать. Постепенно мужчина стал выздоравливать и по выздоровлению остался сторожем при храме. Чудо происходит, но как оно происходит – неизвестно. Болезнь надо принять, ее надо понять, поблагодарить Бога, а там уж как получится. Господь сотворил человека деятельным. Если человек, несмотря на болезнь, продолжает быть деятельным, то значит он победил. И наоборот, если болезнь сделала человека бездеятельным, то болезнь победила человека. Это главный критерий. В истории много случаев с людьми великими, которые переносили болезни и продолжали заниматься своим делом. Простой пример – композитор Бетховен, который потерял слух и все равно продолжал создавать великие произведения. Болезнь надо побеждать и, если есть возможность, надо лечить.
— Человек пришел к Богу, но все вокруг стали против, родственники, семья … Почему? Ведь человек пришел к Христу?
— Потому что лукавый, который находится рядом, препятствует и делает это через слабые места. У каждого есть слабые места, есть и среди родственников. И многие это перенесли. Не надо этого бояться, не надо останавливаться. Все равно Господь сильнее сатаны, ангелы сильнее бесов. Когда я еще работал в институте, но уже стал диаконом, я спокойно не мог пройти мимо курилки, где дым стоял столбом, слышна нецензурная брань. А это была та среда, которая меня устраивала, я ее не замечал, и она считалась для меня нормальной. Когда она меня перестала устраивать, я резко стал выделяться. Вот так надо рассматривать этот вопрос. Во внешнем мире невоцерковленных людей гораздо больше. И внешний мир для нас не неприемлемый, а нежелательный. В храме мы находимся, как в тихой пристани, выходя за пределы храма произойти может все, что угодно. Не потому, что я хожу в храм, а потому, что во внешнем мире это считается нормой, и любой сможет попасть в эту ситуацию. Надо воспринимать это как должное.
— Как найти молодежи себя в церкви? Ведь посты, поклоны, длинные службы не привлекают.
— Я бы не сказал, что не привлекают. Молодежь часто просто не понимает смысла этих действий. Сначала о постах. Известно, что у нас есть посты, есть мясоеды. Люди делятся на две категории: некоторые во время поста ждут мясоеда, а некоторые, наоборот, ждут наступления поста. Т.е. люди по-разному относятся к посту и мясоеду. Поскольку у меня круглый год пост, я не жду поста и не жду мясоеда, живу себе и живу. Не замечаю, когда пост начался, когда он закончился… Пост – это шаг продвижения к Богу: живем сдержано, живем просто, без развлечений, без грехов. В этот момент многие замечают, что стало легче жить. Что такое мясоед по сравнению с постом для постящихся? Это разрешение на грех, обжорство, опьянение легкое, гуляние легкое, танцевание легкое, хождение по фильмам …легким. И это все легкое незаметно становится тяжелым: тяжелое опьянение, тяжелое переедание, тяжелый грех, тяжелые развлечения. Человек, который ждет мясоед, это человек, который живет мыслями о том, что можно еще, как мне говорят, «пожить для себя». Молодежи я объясняю, поживешь для себя, потом до конца жизни будешь каяться. Поскольку пост у меня круглый год, я не вижу в этом какого-то ущемления, какого-то недостатка в себе. Нормально живу. В 14 лет человек еще ребенок, а в 17 лет он хочет стать местным Юрием Гагариным, местным Архимедом, местным Колумбом. И вот это желание куда-то рвануть, что-то сделать обесценивает поклоны, показывает им, что поклоны – безрезультатное дело. Но на самом деле, чтобы кем-то стать надо очень много поклонов положить, потому что все великие дела – это дар Божий. Если мы не будем класть поклоны Богу – мы будем пустыми людьми, в лучшем случае мы будем хорошими батраками. У нас есть люди предприимчивые и есть батраки. В привлечении молодежи – дело не только в земных поклонах. Много в связи с этим вопросов решается, прежде всего организационных. Молодежи нужно доверять. Тогда они будут чувствовать себя и хозяевами в храме, потому что мы здесь находимся в доме. Доверие прежде всего.
— Сейчас часто говорят о трезвом образе жизни, трезвость, что это такое?
— Начну с фразы, которую я повторяю сегодня часто: Господь создал человека деятельным. Если человек не деятельный, лежит на печи, на диване, смотрит в потолок, у него начинаются угрызения совести, ему становится плохо, он начинает что-то думать. И тут два пути: либо начать эту самую деятельность, либо заглушить эти угрызения совести. Заглушить можно тоже двумя способами: пьянством и телевизором. Многие считают пьянство – это причина, а я считаю пьянство – это следствие того, что мы недеятельные. Почему телевизор я ставлю с пьянством на одном уровне? Потому что недеятельный человек включает телевизор, садится на табуретку перед телевизором и смотрит фильм, как Берлин берут, как где-то надоили много молока, посмотрел футбол, посмотрел, как альпинисты Эверест покорили. В конце дня он говорит, что он молодец: и Берлин взял, и коров подоил, и в футбол поиграл, и Эверест покорил. У него удовлетворение, а он просидел на табуретке. То же самое сделал, а точнее ничего не сделал пьяный: он выпил и провалялся.
Деятельный человек никогда не будет пить. Я не видел ни одного коллекционера пьяницу. Он копит на свое увлечение деньги, бережет для своей коллекции. Я не видел деловых людей, которые сидели и пили, потому что это потеря времени и сил. Если человек ничего не делает, его надо заставить. Я обычно говорю возьми, начни плести изделия из соломки. Я заходил в магазин народных промыслов, лежат там эти предметы, кем-то скрученные. И это ведь тоже деятельность. Начать с этого малого, чтобы потом заняться чем-то более серьезным. Просто лежать и смотреть в потолок очень опасно.
Мне уже седьмой десяток лет, но жалко каждый свой день. Молодежь думает, что впереди вся жизнь, можно и потерять денек. Жизнь — это всего 30000 дней, это очень мало на самом деле. Даже если из этих 30000 дней будет много серых, не запоминающихся: вроде, жил, вроде, работал, а вспомнить нечего, и в противовес им яркие дни, вот кому-то помог, вот результат получился, такой день можно будет и через 30 лет вспомнить. При том у нас в стране борются не с пьянством, а с пьяными людьми. Со следствием, а не с причиной. Пьяницы — больные люди, а их лечат штрафами.
Нас должны останавливать чужие примеры, когда кто-то, где-то выпил и совершил в пьяном виде недостойный поступок. Когда я жил в Лысково, уже немолодой человек со слезами на глазах рассказал свою историю. Он был боксером, кандидатом в мастера спорта, никогда не пил. Понимал, что бокс – это спорт, на улице никого не бил. Женился, дочка у него появилась. Собрались они как-то с одноклассниками посидеть, поговорить, выпить… Ну и выпили. Выпили немножко. Стали возвращаться, навстречу попала такая же веселая компания. Слово за слово, завязалась драка, общая драка. И поскольку он боксер и никогда не участвовал в уличных драках, не рассчитал силы и убил человека. Его посадили в тюрьму. Отсидел там почти 10 лет, ушла жена. Вернулся он почти на пустое место. Чтобы испортить жизнь, хватило одной посиделки и одной драки. И таких случаев очень много. Эти случаи должны нас останавливать. Ну выпил ты на праздники, ну сиди дома, никуда не выходи. Потому что выйдешь, и там все что угодно может случиться. А лучше вообще не пить. Лучше быть трезвым.
— Почему так происходит, что в среднем после трех лет пребывания в вере, люди как-то ослабевают духовно, а некоторые вообще отпадают от Церкви?
— На этот вопрос мне будет сложно ответить. В любом деле, и не только в Церкви, есть такой период, когда люди считаются неофитами. Идет некий подъем, люди стараются что-то сделать, понять и на этом этапе, может, перегорают немножко. Есть и другая причина. Мне часто люди, недавно пришедшие, говорят: «Я думал, что я пришел в храм и здесь все святые, а тут все такие же как на улице». А я отвечаю: «Да, такие, все с улицы». Не каждый человек еще изжил из себя эти грехи. Я такому человеку говорю: «Вот на тебя тоже смотрят и говорят, что думали, что ты святой, а ты пока еще не свят».
Очень важно прихожанам храма быть внимательными друг к другу. Понятно, что люди пришли с улицы, как сказано в Евангелии: «не требуют здравии врача, но болящие». В храм, особенно впервые приходят грешные, приходят исправиться, приходят найти эту чистоту, к которой можно прилепиться. Нельзя мешать друг другу. Надо понимать, что чистота церковная – это чистота небесная, это небесная часть Церкви. Мы все пришли грешные, со слезами пришли. А если ушли, то потому что слабые оказались. Многие ведь и не ушли, несмотря на какие-то препятствия, неприятные отношения с кем-то. Это путь каждого человека. Кто-то действительно пришел и ушел. Что поделаешь. Жалко конечно…
— Какие жизненные цели должен ставить для себя христианин?
— Две задачи, две области – это жизнь вечная, стремиться в Царствие Небесное. Но, поскольку мы живем на земле (я опять повторяюсь про деятельного человека) не быть пустым местом. Быть человеком нужным, нужным для ближних, вообще для общества. Человек необщительный будет выпадать из общей жизни. Много лет существует такая проблема, как одиночество в мегаполисе. В больших городах, где живет миллион людей, стоят дома в 32 этажа, вроде народа полно, а люди находятся в одиночестве. Ненужность друг другу – болезнь современного общества и нужность только по кровному родству или по каким-то другим причинам. Цель в этой жизни – быть нужным. В плане профессиональной деятельности я призываю быть предприимчивым человеком, а не батраком. Батрак имеет свое уже некоторое воспитание. У меня есть и такие знакомые: человек кандидат наук, работал в институте, институт закрыли во время перестройки и человек попал в такую ситуацию «найдите мне работу, я не знаю где работать». Т.е. высоко поднялся профессионально, но как человека его не научили выживать, устраивать свою жизнь. Получился настоящий батрак с высшим образованием. Он может только куда-то наниматься и им там руководят. Я считаю, что христианин должен быть предприимчивым, а не батраком. Впрочем, хороший слуга – это тоже хорошая служба. Вспомним призывы из Священного Писания: «радуйтеся, яко мзда ваша многа на небесех». Цель земной жизни – каждый день радоваться. Есть люди, которые попадают в уныние: утро наступает, солнышко встает, а он не хочет из-под одеяла выходить, не хочет встречать этот новый день. А есть люди, которые встают до восхода солнца, чтобы восход видеть. Я встаю по московскому времени в 4 часа, мне приходится видеть восход солнца, это такая радость. А когда на Урал приезжаю, там разница в 2 часа, мне приходится по московскому времени в 2 часа вставать. Когда человек встает с радостью встречать этот день, он знает, что радость эту в течение дня получит.